Смогут ли в России победить «чёрный майнинг»?
За сбои в подаче электроэнергии и рост тарифов на её потребление можно «благодарить» стремящихся к обогащению майнеров? Погнавшимся за обогащением с помощью криптовалюты нет дела до того, что от их «добычи» могут страдать окружающие. Подумаешь, сбои и скачки в электросети, подумаешь, тарифы на электроэнергию вырастут — ведь главное, что особого труда для «добычи» криптовалюты прикладывать не придётся. Было бы только необходимое оборудование и подключение к энергоресурсу.
Да, энергетики не особо стремились к модернизации своих сетей и многие не рассчитаны сегодня на ту нагрузку, с которой сегодня приходится сталкиваться. А соответственно — могут её не выдерживать. Но вот без майнеров масштабности проблемы, скорее всего, не было бы. Вот и наш Президент обратил внимание на это: майнинг криптовалют требует большого количества электроэнергии и может привести к ее дефициту в некоторых регионах, заявил Владимир Путин.
16 млрд киловатт-часов, то есть почти 1,5% общего потребления электроэнергии расходуется в России ежегодно на майнинг. И её количество только стремится вверх. А мощностей уже начинает не хватать. И это уже становится проблемой государственного масштаба:
«Если не будет свободной мощности, если она будет „выбрана“ так называемыми майнинговыми фермами, то новые предприятия, жилые кварталы, социальные объекты столкнутся с перебоями поставок», — обратил внимание прошедшего в Кремле совещания по экономическим вопросам глава государства.
Чем дешевле потребляемая для добычи криптовалюты электроэнергия, тем больше можно обогатиться — ведь затраты на её добычу, соответственно, меньше. А потому серьёзное количество майнящих стараются делать это на грани легальности, сооружая свои майнинговые фермы чуть ли не в квартирах, на чердаках и в подвалах жилых многоэтажек. Нередко подключаясь к общедомовым сетям. Такие случаи фиксировались неоднократно. А это — тот самый пресловутый неконтролируемый рост потребления электроэнергии, о котором заговорили уже на самом высоком уровне и вредящий энергосистеме страны. Отмечается, что неконтролируемый рост потребления электроэнергии для добычи криптовалют уже привел к дефициту мощности в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае. Почти половина майнеров занимаются добычей криптовалют неофициально, подключая свои устройства к бытовым сетям, заведомо не рассчитанным на такую нагрузку.
Итак, майнинг породил две проблемы, с которыми столкнулись власти России и других стран. Во-первых, это подпольные фермы, которые самовольно подключаются к электросетям. Вторая проблема — домашние майнеры, которые платят за электричество по льготным тарифам для населения. А субсидия на электроэнергию для жилого сектора заложена в тариф промышленных потребителей. То есть в конечном итоге за домашних майнеров доплачивает бизнес. Помимо прочего, майнинг создает дополнительную нагрузку на электросети.
Что предпринять для урегулирования становящейся на грань критичности ситуации? Об этом задумались в государственной Думе. В конце апреля группа депутатов во главе с председателем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла новую версию законопроекта о майнинге. В первом чтении рассмотреть его планируют уже 23 июля. Законопроект, в частности, предполагает наделить правительство правом запрещать майнинг в отдельных регионах. Согласно предложению авторов законопроекта, юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут вправе заниматься майнингом только после включения в специальный реестр.
Майнеры должны будут отчитываться перед Росфинмониторингом о полученной криптовалюте и предоставлять данные о своих кошельках. Продавать намайненную валюту они смогут только через зарубежную инфраструктуру. Под запрет может попасть и организация сделок купли-продажи криптовалют, если одна из сторон сделки — российская компания или россиянин — налоговый резидент.
Стоит отметить, что в регионах проблему энергодефицита создают так называемые черные и серые майнеры, которые являются причиной пожаров, износов электрических сетей и используют для своего обогащения тарифы за пользование электроэнергией для населения. А потому эксперты считают, что необходимо ввести повсеместно так называемые дифференцированные тарифы на электроэнергию, когда есть некий общий порог потребления, переступив который потребитель начинает платить в разы больше. А также усилить контроль за потреблением электроэнергии со стороны сбытовых и сетевых компаний с точки зрения соответствия договорных объемов присоединенной мощности и значений фактической потреблённой мощности. Например, не составляет большого труда выявить потребителей, самовольно устанавливающих защитные автоматы с завышенным номиналом. К нелегальному майнингу надо относиться как к любой незаконной деятельности, пресекая ее посредством совместных действий энергетиков и правоохранительных органов.
Для справки:
«Теневыми („чёрными“ и „серыми“) майнерами называют людей, устанавливающих в жилых помещениях и гаражах энергоемкое оборудование для добычи криптовалюты, но не регистрирующих эту деятельность как бизнес. Сегодня их численность в нашей стране, по разным оценкам, может составлять свыше 100 тысяч человек. В целом по стране они потребляют сегодня около 600-700 МВт электроэнергии. Этот серый сегмент майнинга оплачивает электроэнергию по тарифу для населения и подключается к электрической сети с нарушениями законодательства».
Кстати, с проблемой увеличения электропотребления, связанной с майнингом, столкнулась не только Россия. По оценкам Кембриджского университета, только в 2020 г. на майнинг биткоина и транзакции с ним в мире было затрачено 127,7 тераватт-часов, что больше энергопотребления такой крупной страны как Аргентина. Впрочем, даже если брать более умеренную оценку в 67 тераватт-час, приводимую Bloomberg, это все равно впечатляющий показатель, превышающий энергопотребление многих стран мира.
Для понимания: ферма для майнинга биткоина имеет потребляемую мощность в среднем 1700 Вт. Это примерно в 10 раз выше, чем потребляет настольный компьютер с производительностью, пригодной для редактирования видео. На майнинг одной «монеты» на такой ферме уходит порядка 1000 часов, так что работать она должна круглосуточно.
Для справки:
«Первая криптовалюта, получившая массовое распространение — биткоин — появилась в обращении во время мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., когда доверие к доллару и другим традиционным валютам стало падать. Начиналось все тогда с курса 1000 биткоинов за 1 долл. Курс стал быстро расти, достигнув 17 декабря 2017 г. локального максимума 19974 долл./биткоин, после чего курс резко упал. К концу 2018 года биткоин стоил менее 4000 долл. Быстрый рост курса биткоина и других криптовалют возобновился во второй половине 2020 г. и был связан с пандемией коронавируса. С одной стороны, растущая неопределенность на рынке привлекла интерес к биткоину у более широкого круга инвесторов. С другой стороны, по всеми миру правительства увеличили эмиссию традиционных валют для получения дополнительных средств на борьбу с пандемией и решение сопутствующих социальных проблем. С ростом интереса к криптовалютам возросли и траты электроэнергии на них».
Поделиться Поделиться ВКонтакте Telegram Whatsapp Одноклассники Cсылка
Источник: argumenti.ru